Новые нормы проектирования бетонных и железобетонных конструкций – СНиП 52-01-2003 – разработаны НИИЖБом взамен СНиП 2.03.01-84*, утверждены и введены в действие в 2003 г. постановлением Госстроя РФ (ныне упраздненного). Чуть позже были разработаны своды правил по проектированию конструкций из тяжелого бетона без предварительного напряжения (СП 52-101-2003) и предварительно напряженных конструкций (СП 52-102-2003). Однако все они были подписаны в печать в конце 2004 г., вышли в свет в 2005 г. и достоянием широких кругов инженеров и ученых стали лишь в начале 2006 г. Этим, прежде всего, объясняется запоздалость откликов на новые нормативные документы, в числе которых – и прилагаемые материалы, впервые опубликованные в виде цикла из семи статей в журнале «Проектирование и строительство в Сибири» (каждая из этих статей прилагается отдельным файлом).
В статьях дано сопоставление старых и новых методов проектирования с некоторыми комментариями, включая следующие вопросы.
1. Особенности построения новых Норм.
2. Материалы для железобетона.
3. Расчет нормальных сечений железобетонных элементов по прочности (изгиб, сжатие и растяжение).
4. Расчет нормальных сечений бетонных элементов по прочности,
5. Расчет наклонных сечений:
5.1. Расчет по сжатой полосе между трещинами,
5.2. Расчет на действие поперечных сил,
5.3. Расчет на действие моментов.
6. Расчет прочности при местном действии нагрузки:
6.1. Расчет на смятие,
6.2. Расчет на продавливание.
7. Расчет трещиностойкости:
7.1. Расчет по образованию трещин,
7.2. Расчет по раскрытию трещин.
8. Расчет по деформациям.
Публикуемый материал адресован, прежде всего, двум группам специалистов – проектировщикам и преподавателям вузов и техникумов.
Дело в том, что новые Нормы дают только общие требования к проектированию (которые принципиально мало отличаются от требований старых Норм), а механизмы расчета конструкций вынесены в Своды правил, которые обязательными не являются. В то же время, не отменены и сохраняют силу «Пособия» к старым Нормам. Образно говоря, создалось «двоевластие».
В этих условиях проектировщики сами вправе выбирать те или иные методы расчета и конструирования при обязательном соблюдении общих положений новых Норм. В более трудном положении находятся преподаватели – они должны не только подробно изложить один из методов расчета и конструирования, но и дать студентам понятия о различиях в методах, изложенных в старых и новых нормативных документах. И если данные материалы помогут специалистам в работе, автор будет считать свою задачу выполненной.
С уважением к читателям,
Валерий Васильевич Габрусенко
Новосибирск, октябрь 2008 г.