Столкнулась с реальным воплощением в нормативе тенденции к расчету воздухообменов по уровню СО2 на примере класса общеобразовательный школы.
Ранее, по СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения Таблица 7.1 Кратность воздухообмена в 1 ч, не менее 2, но не менее 20 м3/ч наружного воздуха на одно место
На данный момент из СП 118.13330.2022 данная таблица исключена, но есть обобщающе посылающий пункт 7.1 Показатели, характеризующие микроклимат основных помещений общественных зданий(температура воздуха, результирующая температура помещения, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, газовый состав воздуха), следует обеспечивать с учетом ГОСТ 30494, ГОСТ 12.1.005, СанПиН 1.2.3685–21 (таблицы 5.27–5.34) с учетом СП 2.1.3678, нормируемые параметры шума – согласно ГОСТ 12.1.003, СанПиН 1.2.3685– 21 (таблица 5.35).
ГОСТ 30494-2011 5.3 Для детских учреждений, больниц и поликлиник следует принимать показатели качества воздуха класса 1 ----> 5.1 Допустимое содержание СО2* 400, см3/м3 * Допустимое содержание СО2 в помещениях принимают сверх содержания СО2 в наружном воздухе, см3/м3
5.2 Концентрация в воздухе местности "Загрязненный центр большого города" 400, см3/м3
Если опираться только на нормативную базу (без экологических изысканий в ПД), то получаем допустимое содержание СО2 по ГОСТ в воздухе школьного класса равное 800 см3/м3.
Вернемся к СП118 2022, по которому минимальная площадь класса на 1го учащегося составляет 2,5 м2 по 5.23 Площади основных учебных помещений для вновь строящихся образовательных организаций принимают с учетом СанПиН 1.2.3685 и по таблице 5.1. и высота не менее 3 м 4.26 Высоту помещений с постоянным и (или) массовым пребыванием людей в чистоте (от пола до потолка, в том числе подвесного) вновь проектируемых общественных зданий следует принимать не менее 3 м, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. НО! Высоту помещений для групповых форм обучения следует принимать на основании требуемой кратности воздухообмена в соответствии с СП 60.13330. Опустим этот момент расчета АПР от воздухообмена, мне кажется - он вообще заслуживает отдельной темы про взаимодействие со смежниками и как построить алгоритм расчета - согласования...
Таким образом на 1 учащегося мы имеем минимум 7,8 м3 помещения.
Человек при работе в учреждении выделяет 0,023 м3/ч•чел. углекислого газа Справочник по теплоснабжению и вентиляции в гражданском строительстве. – Киев: Госстройиздат УССР, 1959. из https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3996 или VCO2 УД. =22,6 л/ч. – удельная скорость выделения углекислого газа одним человеком при выполнени
и легкой работы С.Н. БЕСЕДИН (Волгоград) ПРОГНОЗ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МИНИМИЗАЦИИ УЩЕРБА ЗДОРОВЬЮ ОБУЧАЕМЫХ
Таким образом, если в течении 45 минут урока вентиляция отсутствует, то по завершении занятия содержание СО2 будет 1756-1780 см3/м3 или ppm. Что однозначно не соответствует ГОСТ30494, но не превышает ПДК = 4552 см3/м3 или 9000 мг/м3 по таблице 2.1 СП 2.1.3678 (отсутствует в п.7.1 СП 118, т.е не может быть основанием отсутствия вентиляции во время занятия (только проветривание кабинета на переменах), но позволяет эксплуатировать уже действующие здания не соответствующие современным ГОСТ и СП.
Расчет в соответствии с Г.2 Сп60:
для которого примем дополнительно к ране описанному:
плотность СО2 =1.977 кг/м3
тогда масса выделяемого СО2 =23 л/час*1,977кг/м3=4,547*10^4 мг/час
расход приточного воздуха с фоновой концентрацией СО2 400 см3/м3:
(4,547*10^4 мг/час)/((1582 мг/м3)-(790,8 мг/м3))= 57.47 м3/час
Получаем наши стандартные 60 м3/час.
На данный момент мне не удалось найти нормативное выделение СО2 людьми разных возрастных групп/тяжести работы и т.д. Может быть кто-нибудь из коллег подскажет? Поскольку очевидно, что в СП118.2012 учитывалось, что площадь легких ребенка (как и масса метаболизма, продуктом которой является СО2) меньше, чем у взрослого (но при этом скорость метаболизма значительно выше). А значение 23 л/час из справочника 1959 года все-таки для взрослых. В любом случае, получается, что данный расчет нельзя обосновать нормативно или изысканиями, если нормами не зафиксировано количество выделяемого СО2. Но при этом именно из него вытекают все последующие расчеты вплоть до высоты помещения.
Поправьте меня, пожалуйста.
Я сейчас вижу только два варианта прохождения экспертизы - считать ВО в классе школы по 20 м3/час по старому СП118 (как обосновать???) и по 60 м3/час по СП60 на учителя; или считать по СО2 (как обосновать расход СО2 от человека????).
Можно попробовать посчитать от выдыхаемого воздуха, при условии, что у здорового человека в выдохе 6-6,5% углекислого газа, притянуть нормативные данные спирометрии детей и взрослых.... Но это слишком далекая от ОВиК область медицины получается.
Нашла статью https://cyberleninka.ru/article/n/issledova...schihsya/viewer Исследование минутного объема дыхания и выделения углекислого газа у учащихся. Человек. Спорт. Медицина Научный журнал на тему: Науки о здоровье 2005 год
Если руководствоваться данными этой статьи для учащихся начальной школы (3 класс), то получится следующий расчет:
Средний объем выдоха 6,73 л/мин, среднее содержание СО2 2,6%, тогда объем выделяемого СО2 составит 10,5 л/час, против ранее описанного выделения СО2= 22,6 л/час у взрослого человека.
Для ассимиляции в соответствии с ГОСТ будет необходимо подать не менее 26,24 м3/час приточного воздуха. И это данные для 3го класса, когда норматипичный вес ребенка около 30 кг.
Если мои гипотезы верны, то даже для начальной школы расход приточного воздуха 20 м3/час недостаточен для соблюдения требований ГОСТ30494-2011
Заказала печатное издание Морфофункциональные константы детского организма : Справочник / В. А. Доскин, Х. Келлер, Н. М. Мураенко, Р. В. Тонкова-Ямпольская. - Москва : Медицина, 1997. Очень надеюсь, что в нем будут норматипичные значения для разных возрастов школьников, да и источник более авторитетный. Ждем-с
Ранее, по СП 118.13330.2012 Общественные здания и сооружения Таблица 7.1 Кратность воздухообмена в 1 ч, не менее 2, но не менее 20 м3/ч наружного воздуха на одно место
На данный момент из СП 118.13330.2022 данная таблица исключена, но есть обобщающе посылающий пункт 7.1 Показатели, характеризующие микроклимат основных помещений общественных зданий(температура воздуха, результирующая температура помещения, относительная влажность воздуха, скорость движения воздуха, газовый состав воздуха), следует обеспечивать с учетом ГОСТ 30494, ГОСТ 12.1.005, СанПиН 1.2.3685–21 (таблицы 5.27–5.34) с учетом СП 2.1.3678, нормируемые параметры шума – согласно ГОСТ 12.1.003, СанПиН 1.2.3685– 21 (таблица 5.35).
ГОСТ 30494-2011 5.3 Для детских учреждений, больниц и поликлиник следует принимать показатели качества воздуха класса 1 ----> 5.1 Допустимое содержание СО2* 400, см3/м3 * Допустимое содержание СО2 в помещениях принимают сверх содержания СО2 в наружном воздухе, см3/м3
5.2 Концентрация в воздухе местности "Загрязненный центр большого города" 400, см3/м3
Если опираться только на нормативную базу (без экологических изысканий в ПД), то получаем допустимое содержание СО2 по ГОСТ в воздухе школьного класса равное 800 см3/м3.
Вернемся к СП118 2022, по которому минимальная площадь класса на 1го учащегося составляет 2,5 м2 по 5.23 Площади основных учебных помещений для вновь строящихся образовательных организаций принимают с учетом СанПиН 1.2.3685 и по таблице 5.1. и высота не менее 3 м 4.26 Высоту помещений с постоянным и (или) массовым пребыванием людей в чистоте (от пола до потолка, в том числе подвесного) вновь проектируемых общественных зданий следует принимать не менее 3 м, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. НО! Высоту помещений для групповых форм обучения следует принимать на основании требуемой кратности воздухообмена в соответствии с СП 60.13330. Опустим этот момент расчета АПР от воздухообмена, мне кажется - он вообще заслуживает отдельной темы про взаимодействие со смежниками и как построить алгоритм расчета - согласования...
Таким образом на 1 учащегося мы имеем минимум 7,8 м3 помещения.
Человек при работе в учреждении выделяет 0,023 м3/ч•чел. углекислого газа Справочник по теплоснабжению и вентиляции в гражданском строительстве. – Киев: Госстройиздат УССР, 1959. из https://www.abok.ru/for_spec/articles.php?nid=3996 или VCO2 УД. =22,6 л/ч. – удельная скорость выделения углекислого газа одним человеком при выполнени
и легкой работы С.Н. БЕСЕДИН (Волгоград) ПРОГНОЗ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ И РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МИНИМИЗАЦИИ УЩЕРБА ЗДОРОВЬЮ ОБУЧАЕМЫХ
Таким образом, если в течении 45 минут урока вентиляция отсутствует, то по завершении занятия содержание СО2 будет 1756-1780 см3/м3 или ppm. Что однозначно не соответствует ГОСТ30494, но не превышает ПДК = 4552 см3/м3 или 9000 мг/м3 по таблице 2.1 СП 2.1.3678 (отсутствует в п.7.1 СП 118, т.е не может быть основанием отсутствия вентиляции во время занятия (только проветривание кабинета на переменах), но позволяет эксплуатировать уже действующие здания не соответствующие современным ГОСТ и СП.
Расчет в соответствии с Г.2 Сп60:
для которого примем дополнительно к ране описанному:
плотность СО2 =1.977 кг/м3
тогда масса выделяемого СО2 =23 л/час*1,977кг/м3=4,547*10^4 мг/час
расход приточного воздуха с фоновой концентрацией СО2 400 см3/м3:
(4,547*10^4 мг/час)/((1582 мг/м3)-(790,8 мг/м3))= 57.47 м3/час
Получаем наши стандартные 60 м3/час.
На данный момент мне не удалось найти нормативное выделение СО2 людьми разных возрастных групп/тяжести работы и т.д. Может быть кто-нибудь из коллег подскажет? Поскольку очевидно, что в СП118.2012 учитывалось, что площадь легких ребенка (как и масса метаболизма, продуктом которой является СО2) меньше, чем у взрослого (но при этом скорость метаболизма значительно выше). А значение 23 л/час из справочника 1959 года все-таки для взрослых. В любом случае, получается, что данный расчет нельзя обосновать нормативно или изысканиями, если нормами не зафиксировано количество выделяемого СО2. Но при этом именно из него вытекают все последующие расчеты вплоть до высоты помещения.
Поправьте меня, пожалуйста.
Я сейчас вижу только два варианта прохождения экспертизы - считать ВО в классе школы по 20 м3/час по старому СП118 (как обосновать???) и по 60 м3/час по СП60 на учителя; или считать по СО2 (как обосновать расход СО2 от человека????).
Можно попробовать посчитать от выдыхаемого воздуха, при условии, что у здорового человека в выдохе 6-6,5% углекислого газа, притянуть нормативные данные спирометрии детей и взрослых.... Но это слишком далекая от ОВиК область медицины получается.
Нашла статью https://cyberleninka.ru/article/n/issledova...schihsya/viewer Исследование минутного объема дыхания и выделения углекислого газа у учащихся. Человек. Спорт. Медицина Научный журнал на тему: Науки о здоровье 2005 год
Если руководствоваться данными этой статьи для учащихся начальной школы (3 класс), то получится следующий расчет:
Средний объем выдоха 6,73 л/мин, среднее содержание СО2 2,6%, тогда объем выделяемого СО2 составит 10,5 л/час, против ранее описанного выделения СО2= 22,6 л/час у взрослого человека.
Для ассимиляции в соответствии с ГОСТ будет необходимо подать не менее 26,24 м3/час приточного воздуха. И это данные для 3го класса, когда норматипичный вес ребенка около 30 кг.
Если мои гипотезы верны, то даже для начальной школы расход приточного воздуха 20 м3/час недостаточен для соблюдения требований ГОСТ30494-2011
Заказала печатное издание Морфофункциональные константы детского организма : Справочник / В. А. Доскин, Х. Келлер, Н. М. Мураенко, Р. В. Тонкова-Ямпольская. - Москва : Медицина, 1997. Очень надеюсь, что в нем будут норматипичные значения для разных возрастов школьников, да и источник более авторитетный. Ждем-с